Дневник одного похода.
    Маршрут: Горными тропами к морю. 30.05-10.06 2015г.

1-й день. Бахчисарай. Свято-Успенский монастырь. Караимское кладбище. Пещерный город Чуфут-Кале. Туристическая стоянка Сарабей. Река Кача (с.Кудрино).

30.05 около одиннадцати утра мы были уже в столице Крымских ханов - Бахчисарае. С ж/д вокзала Симферополя микроавтобусом мы приехали в Бахчисарай в Старый город.
   Здесь мы посетили один из красивейших крымских монастырей - Свято-Успенский. Вернулись в Старый город, чтобы не напрягаться с первого дня, погрузили свои вещи на  автомобиль и налегке отправились дальше. Нас ждал пещерный город Чуфут-Кале. Здешние места сразу же поражают своей красотой и необычностью. Недалеко от монастыря на пеньке сидит пожилой мужичек и играет на флейте, далеко в горах слышны его мелодии, и когда с горы любуешься красотой открывшихся пейзажей, твои визуальные впечатления дополняют еще и далекие звуки флейты. Очень красиво.
    Далее начинается небольшой подъем, слева нашему взгляду открывается пещерный город Чуфут-Кале, который мы пока пройдем, чтобы войти в него сверху, в главные ворота. Еще немного вверх по тропе, и мы пришли к караимскому кладбищу. Очень интересное место. Немного жутковато, хотя ощущения, что попал в царство мертвых нет. Здесь более десяти тысяч могил, ученые говорят, что первые захоронения появились здесь еще в 13-м веке. Надгробия высечены из камня, надписи на них арабской вязью. Немного погуляв по кладбищу, подымаемся к пещерному городу Чуфут-Кале
    Главные ворота открываются с ужасным скрипом, наверное так и должны открываться ворота в средневекового города. От ворот идет главная улица, изрезанная колеей от средневековых повозок. Жилищ, выложенных из камня мало, в основном они высечены в скале, в нескольких уровнях. Невооруженным глазом видно, где жили простые люди, а где элита. Осмотрев город, сделав фотографии, выходим через главные ворота, и направляемся к плато горы Чуфут-Кале, где нас ожидают наши вещи, там мы и пообедаем.
    С плато открывается невероятно красивый вид. Позабыв обо всем ребята начали фотографироваться. Мы устали отгонять их от края скалы. Привал. Обед. Часовой отдых.
     Немного отдохнув, идем дальше. Следующая точка нашего маршрута - туристическая стоянка Сарабей, там мы остановимся на ночь, осмотрим пещерные города Тепе-Кермен, Кыз-Кермен. Идти немного стало посложней, ведь наши рюкзаки мы уже несем на своих плечах. Ничего страшного. Не спеша, с привалами, да и идти то, в основном, вниз. Придя на стоянку, мы обнаружили, что источник, находящийся недалеко, на который мы возлагали большие надежды, пересох. У нас заканчивалась питьевая вода. Приготовить, и помыться мы уже не сможем. Разбивать здесь лагерь уже не имеет никакого смысла. Было принято решение идти дальше, к реке Кача. Тяжело подыматься, брать рюкзак, и идти, когда уже настроился, что уже пришел. Но ребята восприняли все нормально, и без всяких разговоров продолжили поход. Жара. Вода закончилась. Все устали. Последние километры были самыми тяжелыми. И тут послышались радостные крики. Это впереди идущие увидели реку. Кача на карте изображена, как Енисей, сама же в ширину не более 8 метров, а в самом глубоком месте - по грудь. Но это была самая лучшая, самая желанная река. Ребята попрыгали в воду не раздеваясь, одна девочка намочила телефон, забыв снять шорты. Холодная река, когда весь день жарились на солнце, и полдня не пили.Это блаженство не опишешь. Искупались все. Начали потихоньку обустраивать лагерь, собирать дрова, готовить ужин. Стемнело. Сидящих у костра становилось все меньше. Потихоньку начали разбредаться по палаткам. Так закончился первый день нашего похода.

2-й день. с.Машино. Алимова балка. Змеиная балка. р.Бельбек (с.Малое Садовое).

Проснулись все рано. Хорошо отдохнули, никто не жаловался. Разожгли костер, кофе, легкий завтрак, сворачиваем лагерь, отправляемся дальше.
    Сегодня мы не были оригинальными, да и рюкзаки носить не хотелось, немножко скинулись, позвонили нашим друзьям, пришла машина, погрузили вещи, и пошли дальше налегке. Алимова балка. Здесь с каждым местом связана какая-то легенда. Алимова балка тоже не исключение. Говорят, что когда-то был такой разбойник, Алим, что-то наподобие местного Робин Гуда. Здесь, в балке, даже где-то запрятаны его сокровища, в какой-то пещере Али-бабы и сорока разбойников. Интересно. Идешь, как по сказке. Подъем тоже сказочный, довольно крут и продолжителен. Вот где позавидуешь сам себе, что рюкзак уехал на машине, а не докучает тебе за спиной. Нас окружает обильная растительность. Плющ, окутывая деревья, спускается на землю, как лианы, а сами деревья подымаются на неведомую высоту, своими кронами закрывая небо. Вот просвет, из-за кустов появляется поляна. Это туристическая стоянка "Алимова балка". Она сильно изменилась с прошлого года. Установили стол, лавочки. Приятно, что и о туристах кто-то думает. Присели. Чай, бутерброды, родниковой водицы, на десерт - немного историй об этих местах. Отдохнули, идем дальше. Теперь опускаемся в балку, потом опять подымаемся, и спуск, и подъем довольно сложные. Потом выходим на равнину, через 3-4 километра еще одна балка - Змеиная, а пока идем не напрягаясь, любуемся горой Кубышка, появившейся справа.  Уходим влево - Змеиная балка, тут все просто - спуск до самой трассы. Пересекаем трассу, еще немного, и долгожданная река Бельбек. Выходим на давно уже облюбованную нами полянку на берегу, здесь уже ждут нас наши вещи, здесь мы и устроим свой лагерь. Устанавливаем палатки, дрова, костер, купание в реке, ужин, посиделки у костра, постепенно переходящие в сон. Тяжелый был день, нет, два, да нет, уже три. А сколько мы уже здесь? А какое счастье, что мы здесь!

3-й день. Пещерный монастырь Челтер-Коба. Столица княжества Феодоро пещеный город Мангуп-Кале.

Ночь пролетела незаметно. Просыпаться в палатке, на горном воздухе, со всеми его ароматами - одно удовольствие. А в 6 утра нырнуть в горную реку? Ледяная вода, но ныряли все двадцать человек без исключения !
    Небольшой завтрак, снимаемся, идем дальше. Впереди - пещерный монастырь Челтер-Коба. Расслабились немного, опять вызываем машину, грузим вещи, дальше - налегке. Проходим село Малое-Садовое, подъем, но без рюкзаков - это просто прогулка. Гора Куле-Бурун, на которой находится пещерный монастырь Челтер-Коба сплошь покрыта густым смешанным лесом, поэтому, продвигаясь вверх по тропе, мы совершенно неожиданно наткнулись на спускающуюся с монастыря процессию. Впереди шли церковнослужители, облаченные в праздничные наряды, несли крест и иконы, распевая молитвы, далее следовали простые люди с иконами, все было так неожиданно, что мы не сразу пришли в себя. Только в монастыре выяснилось, что был какой-то праздник. Зашли в монастырь, покрыли девочкам головы, прикрыли ножки, приступили к осмотру. Наибольшей достопримечательностью, на наш взгляд, в этом монастыре - это купель. Вода в ней, и зимой и летом одной температуры - +7 градусов. Омоешься в купели - крылья вырастают. Сколько раз мы ныряли в ледяную воду горных рек, да, очень освежает, но тут совсем другое, какая-то неведомая энергия вливается в тебя, чувствуешь себя очищенным и окрыленным. Помолились, омылись, очистились, спускаемся вниз. Малое-Садовое обходим стороной опять подъем, не более километра, потом спуск до самого Мангупа. Подходя к поселку заметили необычных быков, пасущихся на лугу. Рога их достигали, наверное, метра каждый. Пофотографировались с ними, и когда быки уже начали проявлять недовольство - убрались по-добру, по-здорову. Вошли в село, скупились в магазине, не более километра по трассе, и мы пришли. На туристическую стоянку "Мангуп" мы не пошли, а установили палатки на частной стоянке нашего хорошего знакомого дяди Вани, тут и стоянка огорожена, и все услуги. Костер, приготовление пищи, ужин, вечерние посиделки у костра, еще один день похода прошел.

4-5-й день. Мангуп. Пещерный город Эски-Кермен. 5-я балка. Пещерный монастырь Шулдан.

Четвертое наше утро разбудило нас на Мангупе. Встали пораньше, сегодня будет довольно продолжительный переход к пещерному городу Эски-Кермен. Позавтракали, и вперед.
    Лагерь наш под охраной, все вещи оставили в палатках, взяли, лишь воду, и немного перекусить, идем легко, весело, и шумно. Тропа наша довольно протоптана, идет вдоль горы Баллы-Коба, подъемы, спуски - не значительны. Очень разнообразная растительность, масса всяких насекомых, даже удалось снять на видео навозных жуков,  катающих шарики. Такое только по телевизору видели. Вот родничок, и тропа ответвляется влево - это дорога на 5-ю балку, сюда мы сегодня еще вернемся, полтора километра - и гора, на которой находится наш очередной пещерной город. Подъем на гору не очень крутой, идет по серпантину, еще одно усилие, и мы наверху. Панораму, которая открылась нам, да и  красоту города тяжело описать, это нужно только видеть. Историки утверждают, что город основали вездесущие византийцы, от одного из экскурсоводов мы когда-то слышали, что здесь жили вест-готы, но кто бы то ни был, в глаза бросается одно - роста они были не высокого. В большинстве средневековых жилищ человеку со средним ростом некуда девать голову. Погуляли, пофоткались, спускаемся вниз с противоположной стороны горы. Возвращаемся назад к повороту тропы на 5-ю балку. Тут небольшой подъем, практически по ручью, перепрыгивая с одного берега на другой. Вот мы и пришли. Тур.стоянка 5-я балка. Вдоль тропы расположено два небольших, очень заросших озера. Располагаемся между ними. Разжигаем горелку, пока готовится обед, можно немного освежиться. Вода - ледяная, сразу заставляет забыть о пройденных километрах. Пообедали, покупались, отдохнули, дальше на нашем маршруте - довольно таинственный пещерный монастырь Шулдан. Пройдя 5-ю балку тропа сворачивает влево, немного по горе, и мы в монастыре. Девочкам опять укутали ножки, покрыли головы, зашли в часовенку, помолились, посмотрели на мощи святых, пообщались с монахом, купили себе немножко церковных атрибутов, и пора возвращаться. Нам остался один лишь спуск, немного сложный, но на сегодня последний. Спустившись с горы Шулдан-Кая, мы оказались на трассе, ведущей к тур.стоянке Мангуп, еще немного, и мы "дома". Пришли в лагерь, попадали. Взяли карту, посчитали, оказалось около тридцати километров протопали. С большой неохотой собрали дров, разожгли костер, привели себя в порядок, приготовили ужин, перекусили, казалось бы, логичное завершение трудного дня - лечь спать, да нет, пошли на озеро купаться. Такой вот он, крымский воздух.
  5-й день начался чуть раньше, чем обычно - под утро пошел дождь. Хороший дождь. Наши палатки не все, но немного промокли. Но уже утро, да и дрова были сложены под навесом. Разожгли костер, просушились, позавтракали. Дождь немного спутал наши планы, сегодня собирались идти в столицу княжества Феодоро, пещерный город Мангуп. Ничего не поделаешь, по мокрым горным тропам ходить опасно, но никто не расстроился, наверное вчерашний поход все-таки вымотал всех, и изменению нашего расписания каждый был рад. Надели купальники, взяли удочки, и все вместе пошли на озеро. Весь день дождь немного накрапывал, но этого никто не замечал. Отлично отдохнули на озере. Постепенно день перешел в вечер, вечер - в ночь, ужин, шашлык, посиделки у костра, как замечательно, что уже завтра мы будем купаться в море !

6-7-й день. Батилиман. Гора Ильяс-Кая.

8-9-й день. Батилиман. Гора Куш-Кая.

10-й день. Гора Дерекли-Бурун (Лягушка).

11-й день. Балаклава. Серебряный пляж. Севастополь. Домой.