Дневник одного похода.

Маршрут: Майские праздники в Крыму.

1-й день. Бахчисарай. Свято-Успенский монастырь. Караимское кладбище. Пещерный город Чуфут-Кале. Туристическая стоянка Сарабей. Река Кача (с.Кудрино).

Вот и кончилась зима. Весна, вместе со своим теплом, принесла с собой возможность покинуть суетный город и отправиться, немного проветриться, в горы. Благо, всегда есть люди, готовые составить тебе компанию.
   Скажу я вам, люди собрались отважные, и, несмотря на еще не совсем установившееся тепло, даже взяли с собою детей. И так, нас пока шесть человек: Я, ваш покорный слуга, Макс, с ним двое сыновей - 6-ти, и 9-ти лет, и Света, бывавшая уже с нами в походах, с ней дочь Людмила, 10-ти лет. Остальные же участники нашего похода к нам присоединятся на Мангупе.
   На ж/д вокзале в Симферополе, нас встретил наш хороший друг Виктор, который отвез нашу группу в Бахчисарай, Старый город, откуда мы и начнем. И вот, водрузив на себя рюкзаки, мы подымаемся к одному из красивейших мест Бахчисарая - Свято-Успенскому монастырю.
   Сегодня среда, 29-е марта, несмотря на это, в монастыре довольно людно. От проходящих мимо групп доносится польская, немецкая, и, по моему, какая-то прибалтийская речь. Очень много народу, немного неожиданно для буднего дня. Посетив монастырь, двигаемся дальше, к пещерному городу Чуфут-Кале
   Далее начинается небольшой подъем, слева нашему взгляду открывается пещерный город Чуфут-Кале, который мы пока пройдем, чтобы войти в него сверху, в главные ворота. Еще немного вверх по тропе, и мы пришли к караимскому кладбищу. Очень интересное место. Немного жутковато, хотя ощущения, что попал в царство мертвых нет. Здесь более десяти тысяч могил, ученые говорят, что первые захоронения появились здесь еще в 13-м веке. Надгробия высечены из камня, надписи на них арабской вязью. Немного погуляв по кладбищу, подымаемся к пещерному городу Чуфут-Кале
    Главные ворота открываются с ужасным скрипом, наверное так и должны открываться ворота  средневекового города. От ворот идет главная улица, изрезанная колеей от средневековых повозок. Жилищ, выложенных из камня мало, в основном они высечены в скале, в нескольких уровнях. Невооруженным глазом видно, где жили простые люди, а где элита. Осмотрев город, сделав фотографии, выходим через главные ворота, и направляемся к плато горы Чуфут-Кале, там мы и пообедаем.
    С плато открывается невероятно красивый вид. Позабыв обо всем ребята начали фотографироваться. Мы устали отгонять их от края скалы. Привал. Обед. Часовой отдых.
     Немного отдохнув, идем дальше. Следующая точка нашего маршрута - туристическая стоянка Сарабей. Подъём-спуск, вверх-вниз, за плечами рюкзак, да и дети немного устали, хотя, иногда у них и случается непредсказуемый выброс энергии, потихоньку добираемся к стоянке. Очень красивое место. Немного отдыхаем, фотографируемся, идем далее, на сегодня осталось совсем немного.
      Уже подходим к дороге, пересекаем ее, слева остается с.Кудрино, ну а мы к своей реке, к нашей Каче.Горная река, скалистые берега, на одном из них мы уже разбили свой лагерь. Костер, ужин, делимся впечатлениями. Дети опять затеяли какую-то игру, вот, уж не сидится. Смеркается, по палаткам, завтра новый день, новые тропы. Слава Богу мы опять здесь!

2-й  день. Пещерный монастырь Качи-Кальон. Алимова балка. Баштановка озеро.

Утро второго дня нашего похода застало нас на Каче. Хотя и спали мы "без задних ног"- отдохнули отлично. Первыми проснулись дети, их возня подняла и нас. Умывание в реке закончилось купанием. не смотря на ледяную воду. Костер, завтрак, кофе, сворачиваем лагерь, и направляемся в пещерный монастырь Качи-Кальон.

Свои вещи мы оставили у нашего друга Садри в Баштановке, дорога налегке - одно удовольствие! Спасибо монахам, обустроившим подъем в монастырь, высоту более пятисот метров мы преодолели всего за 15 минут. На входе  расположен источник Святой Анастасии. Отдохнув, испив водицы, идем дальше. Более шести лет мы ходим сюда, и каждый раз нас радуют какие-то обновления, происходящие в монастыре. Наибольшее внимание заслуживает процесс озеленения. На камни монахи насыпают грунт, и высаживают очень красивые растения. А в местном саду можно увидеть довольно элитные сорта овощей и фруктов. Очень необычно - сад на камнях. Побродив немного по территории, отправляемся в часовню. Помещение небольшое, но обустроенное с очень хорошим вкусом. Лики святых, иконы, свечи, другие церковные принадлежности, с потолка свисают гирлянды из драгоценных камней, на полу очень красивая мозаика. Все это завораживает своей красотой. Помолились, поставили свечи, выходим. Несколько фотографий, и спускаемся вниз. Навстречу нам - еще две группы туристов. Довольно людно, не смотря на будний день.
      Дальше нас ждет Алимова балка. Алим - был местный разбойник, что-то наподобие Робин Гуда, здесь, говорят, где-то даже должна быть его пещера, наполненная сокровищами. Местные легенды, кто знает, где проходит граница с былью. Пересекаем дорогу, пересекаем Качу, подходим к началу подъема. Небольшой отдых, и, вперед. Подъем довольно тяжелый. Вот, где порадуешься отсутствию рюкзаков!  На протяжении всего подъема - невероятное количество цветов. Здесь и ландыши, и фиалки, ромашки, маки, а больше всего цветов, названия которых я и не знаю. Не умолкают кукушки, разрываются соловьи. Неповторимые ароматы дурманят голову. Природа буйствует! Потихоньку, не спеша, подымаемся к стоянке "Алимова балка". Здесь оборудован столик, лавочки. На кострище разводим огонь, готовим обед. Пока девочки колдуют у котла, спускаемся к роднику Качнедже. Очень вкусная вода, пополняем свои запасы. Обедаем, немного отдыхаем, спускаемся вниз. Возвращаемся в Баштановку.
      Немного пройдя по селу, сворачиваем вправо, еще каких-то триста метров, и мы на озере. Очень красивое озеро. Вообще все крымские озера хороши, но это - первое наше озеро в этом сезоне, это - озеро к которому мы пришли к концу нашего сегодняшнего похода, озеро, где можно отдохнуть, полюбоваться красотами, помочить ножки, поэтому оно и кажется наиболее выдающимся. А здесь полно народу. Мы насчитали двенадцать палаток. Мы не одиноки, наши братья тоже уже открыли сезон.
      Уже вечер. Возвращаемся к нашему хозяину - Садри. В городе, дома, у нас, у каждого свои проблемы, свои заботы, никому ни до кого нет дела, мы даже не знаем имен своих соседей. Здесь же, по маршруту наших походов, такие же люди, с такими же заботами, и проблемами, но меня всегда восхищало отношение к нашему брату, с рюкзаком за плечами, всегда поздороваются, всегда покажут дорогу, посоветуют, куда еще, обязательно нужно сходить, и напоят, и на любую просьбу откликнутся. К нашему приходу Садри уже заколол барашку, жена его уже сварила плов, накрывает стол. О, этот плов. Его никогда не забудешь ! Нас отлично накормили, посидели, поболтали. И сами не заметили, как потихоньку, оказались в постели. Отличный был день.

3-й день. Мангуп. Озеро. Залесное, ослиная ферма.

Баштановка, утро. Проснулись рано. Тут, в Крыму, наверное вырабатывается какой-то рефлекс, не позволяющий долго спать, ведь столько нужно увидеть. Итак, утро, умывание, легкий завтрак.
   Потихонечку собираемся, Сегодня мы едем на Мангуп. Садри отвозит нас на своем микроавтобусе. По дороге заезжаем в с.Залесном в магазин прикупить продуктов. Берем много, на Мангупе мы долго будем. Здесь есть почти все необходимое. Хорошо, мясо не нужно брать, Садри презентовал нам хороший кусок баранины.
   И вот мы на Мангупе, на саму туристическую стоянку не стали заезжать, остановились, как всегда на частной стоянке нашего хорошего друга дяди Вани. Здесь стоянка огорожена, всегда под присмотром, место для костра, беседки, душ, электроэнергия, холодильник, в общем, все условия. Подъехали еще двое участников нашего похода, в нашем полку прибыло. Ставим свои палатки, обустраиваем лагерь, идем за дровами. Сегодня решили варить борщ. Девочки колдуют над продуктами, мы возимся с дровами и костром.  Дети расселись у огня, у каждого своя веточка, обязательно нужно ее поджечь, или что-нибудь на ней поджарить, так, что к котлу с кипящим бульоном подступиться нелегко. Детвора, всю свою недолгую жизнь (двое мальчиков 7-ми и 9-ти лет, девочке - 10), прожившие среди бетонных коробок, трамваев, и других городских прелестей, очень легко адаптировались к походной жизни, у каждого свой рюкзачок, и ни одной жалобы на усталость, холодную воду, или жесткую постель, а сколько энергии, ни на минуту не присядут. Всю дорогу идешь, и думаешь:"Ну, к вечеру вы все равно попадаете", да не тут то было, присели, перекусили, и, опять, какая-то игра, и , опять бегом, и так, все семь дней. Как я им завидовал, мне бы в их возрасте попасть сюда, посмотреть на все эти красоты их глазами.
    Борщ готов. Конечно же еду, приготовленную на костре, приправленную крымским воздухом, ароматами трав и цветов, жужжанием шмеля, ржанием недалеко пасущихся коней, ни с чем не сравнить. Неделя такой диеты, и уже дома, можно горы за год свернуть, до следующего отпуска, и потом уже не возникает вопроса, куда летом ехать отдыхать. Поели, собираемся, идем погулять на туристическую стоянку  Мангуп, на озеро. Да, забыл, сегодня же 1-е Мая!
    Озеро. Я никогда не видел здесь столько народу. Машины, машины, палатки, палатки, люди, люди у мангала, люди с бокалом, там уже поют, там катаются на конях и ослах, вот, играют в бадминтон, вот, прилетел волейбольный мяч, подаю, машут:"иди к нам", по озеру плавают катамараны, весь берег облеплен рыбаками. А-а-а, вот пацаны знакомые с Бахчисарая:"Привет, Андрюха, да нормально, дела, да, опять брожу, по сто?,под шашлык?, извини, не могу, с группой я, в следующий раз." Блин, жизнь продолжается! Обошли вокруг озера, покатались на конях, купили детям какие-то сладости, пофотографировались, знакомые торговцы подарили нам несколько сувениров, возвращаемся в лагерь. Рановато еще, на озере ребята нам посоветовали сходить в Залесное на ослиную ферму. Тут недалеко. Идем.
    Село Залесное. Небольшой базарчик, здесь тоже праздник, тоже весело, в глубине, ворота ослиной фермы. Вход бесплатный. На входе девочка продает куски капусты, морковку, все, чем можно покормить животных. Только вошли, нам под ноги кинулись два поросенка, получив по листику капусты, удовлетворенно похрюкивая, отошли в сторонку перекусить. О-о, сколько тут живности. Загоны с ослами, барашками, поросятами,  по двору ходят декоративные петушки, вон, под деревом присели гуси, под ногами снуют всё те же поросята. Даже страус есть. Заходим в помещение - это конюшня, какие красавцы! Черномор, Маркиз, Августин. Покормили лошадок. К детям подошел козел, выпросил себе угощение. А вот в клетке сидит собачка, размером с теленка.Рядом - кролики. Все чисто, ухожено, никаких посторонних запахов. Погуляли отлично. Дети от общения с животными в восторге. Вечереет, пора в лагерь. Нужно же тоже 1-е мая отпраздновать.
    Возвращаемся в лагерь. Разжигаем костер, я занимаюсь шашлыками, девочки тушат картошку с бараниной, кто-то режет салат. Подошел дядя Ваня, подарил нам бутылку своего вина. Мы пригласили его на шашлыки. Накрываем стол, разливаем вино, первый тост за то, что мы опять здесь. Дети в костре пекут картошку, мы закусываем, шашлык из баранины очень хорошо получился. Поздно уже, пора отдыхать. Завтра идем в пещерный монастырь Челтер-Коба. Дорога не близкая, зато без рюкзаков, они здесь останутся, в лагере, ведь мы здесь надолго. Все уляглись, пошел и я . Спокойной ночи!

4-й день. Пещерный монастырь Челтер-Коба.

Утро. Все, как обычно, подъем, умывание, костер, легкий завтрак, собираемся. Сегодня у нас на маршруте очень интересный пещерный монастырь Челтер-Коба.

Дорога идет через с.Залесное. Возле магазина сворачиваем направо, небольшой подъем, и вот, мы в Каралезской долине. Слева от нас скалы причудливой формы, это Сфинксы. Идем по огромному лугу, справа пасутся здоровенные быки с устрашающими рогами. Кто-то вскрикнул от неожиданности, из под ног выскочил заяц, какой-то неожиданной расцветки, то ли рыжий, то ли коричневый. Цветы, кругом цветы, девочки фотографируют каждое растение, что нас значительно задерживает. Впереди целое облако пыли, это на встречу нам приближается целый эскадрон всадников на ослах, довольно забавное зрелище."Кто из вас Чапай будет?", каждый крикнул: "Я", и все покатились от хохота. Проходим небольшой сосновый лес, дальше - крутой спуск, до самого села Малое Садовое. Перед селом мы поворачиваем направо. У подножия горы Куле-Бурун, где и находится пещерный монастырь Челтер-Коба, расположена площадка с торговыми точками, где продают сувениры, напитки, а вот и  чайхана нашего хорошего друга, Арсена. Здесь, в тени можно попить чай с любыми  крымскими травами, медом, полакомиться блюдами татарской кухни, сюда зайдем мы на обратном пути. Здороваемся с Арсеном, фотографируемся со Шреком и Ослом, идем на гору.
   Гора Куле-Бурун покрыта смешанным лесом, где преобладают заросли кизила. Небольшой подъем, дальше тропа пошла на Сюйреньскую крепость, а нам направо, на обрыв мыса Ай-Тодор (мыс св. Феодора), где и расположен  пещерный монастырь Челтер-Коба - мужской монастырь Феодора Стратилата. Немного пройдя по обрыву мыса, мы входим в монастырь. Проходим по монастырю, осматриваем скиты, заходим в часовню. Иконы, лики святых, запах ладана, все тихо, умиротворенно, покойно, не хочется уходить. На наш взгляд, наиболее значимой достопримечательностью этого монастыря есть купель. Вода в ней - +7 градусов круглый год, а по химическому составу, содержание серебра зашкаливает, наряду с букетом других химических веществ и минералов. Омывшись в купели, на тебя снисходит какая-то благодать, крылья вырастают. Было, даже несколько случаев чудесного исцеления среди участников наших походов. Идем в купель. Я как всегда первый, за мной остальные, а что наиболее меня поразило - дети с большим желанием попрыгали в ледяную воду. Их восторгу не было предела. Омылись, набрали в источнике воды, спускаемся вниз.
     Как и собирались, заходим в чайхану к Арсену. Заказываем чай, каждый по своему вкусу, какие-то пирожные, отдыхаем. Арсен предлагает прогулки на конях, джипах. Я много раз наблюдал, как катают здесь туристов на джипах-УАЗах по этим немысленым дорогам, против всех законов физики, думал, никогда не стану участником этого кошмара. За нас все решили дети. Ну, поехали. Адриналин выступал на спине, холодным потом. Крики детей, восторженные визги. Было весело. Всем очень понравилось. Приехали мы в Залесное к магазину, немного скупились, потом водитель нас подвез к нашему лагерю.
       Дальше костер, приготовление пищи, на этот раз девочки сварили нам роскошный плов, обед, прогулка на озеро. 2-е мая, а людей здесь меньше не стало. Погуляли, помочили ножки, потом ничего выдающегося: лагерь, ужин, посиделки у костра, отбой. Вот прошел еще один день нашего похода.

5-й день. Пещерный город Эски-Кермен. 5-я Балка. Пещерный монастырь Шулдан.

Подъем, завтрак, пошли. Сегодня у нас очень напряженный день - протопаем более двадцати километров, но никто об этом и не догадывается, никто не спрашивал, а я и не говорил, чтобы не напугать цифрами. Эти двадцать с хвостиком пройдем легко, особо не напрягаясь, и только вечером в лагере, уставшие, но довольные, переполненные положительными эмоциями от всего увиденного, мои туристы спросят: «Сколько же мы сегодня прошли?». «Ого» - будет реакция на небывалую для городского жителя цифру. Но это будет вечером, а пока идем.
     Идем хорошо, налегке, вещи остались в лагере, в чем большое преимущество радиального похода, вещи в лагере, а мы несколько дней ходим вокруг, осматривая местные красоты, возвращаясь на ночь в лагерь. В центре села Залесного мы свернули на запад, прошли частный сектор, небольшую долину, расположенную у подножия горы  Баллы-Коба, и вдоль этой горы идем в первую точку нашего сегодняшнего похода – пещерный город Эски-Кермен. Вряд ли стоит писать о красоте здешних мест, это нужно только видеть, посетив их, или, на худой конец, на видео из наших походов, да и слов подходящих у меня не найдется. Вот, подходим к развилке, налево дорога уходит на 5-ю балку, мы пойдем по ней на обратном пути, нам прямо.  Здесь протекает небольшой ручеек, тут мы и передохнем. Мягкая майская травка, тень развесистых деревьев, убаюкивающее журчание ручья..., как хорошо здесь..,н-е-т, нужно подыматься. Отдохнули, идем. Несколько сот метров и выходим на открытую местность, откуда уже видна гора, на которой расположен наш пещерный город.

Подымаемся на гору.  Здесь довольно людно. Вот работник Бахчисарайского историко-культурного заповедника, здороваемся, нас здесь знают, он нас обилечивает, входим в город. Центральная улица изрезана колеей, проложенной древневековыми повозками, справа от нас – Храм Судилище, из «окон» которого открывается неповторимый вид, далее – руины Базилики, зернохранилище, осадный колодец, не буду подробно все рассказывать, впечатления, поверьте, неописуемые, даже у меня, бывавшего здесь сотни раз. Погуляв по городу, вдоволь налазившись по пещерам, руинам, и другим объектам местной архитектуры, сделав тысячу снимков во всех ракурсах, мы спускаемся с горы.
     Возвращаемся к развилке, где у ручья мы отдыхали, и подымаемся к озерам 5-й балки. Подымаемся к озерам… Подымаемся к балке… Как-то все неправильно звучит. Всем ясно, что в балку, или к озерам нужно спускаться, а тут наоборот. Здесь нет никакой описки, все правильно – подымаемся, это же Крым, тут полно всяких сюрпризов. Расположившись на живописной полянке между двух озер, мы готовим обед. Дрова, костер, обед. Самые отчаянные, даже искупались. Вода тут родниковая, даже летом холодная, а тут – начало мая. Ну, ничего, костер сделал свое дело, купальщики отогрелись, собираемся, дальше – пещерный монастырь Шулдан.
     Шулдан - очень странный и загадочный монастырь. Монахи здесь видят тебя насквозь, в этом можно убедиться, пообщавшись с ними. Было несколько интересных моментов, в общении с ними, но об этом я расскажу сегодня вечером, у костра участникам нашего похода. А пока, бродим по монастырю, заходим в часовенку, где хранятся мощи монахов, погибших от руки турков в конце 15 в., осматриваем верхний ярус, со смотровой площадки, которого открывается неповторимый пейзаж Шульской долины. Выходим с монастыря, нас ждет довольно крутой спуск с горы Шулдан, преодолев, который, мы выходим на трассу, пройдя, еще каких-то 4 километра мы возвращаемся в лагерь.
      В лагере - душ, костер, приготовление ужина, ужин, обмен впечатлениями, а их за сегодняшний день у каждого набралось о-очень много, и уже ближе к полуночи уставшие, но довольные мои туристы расходятся по палаткам. Завтра новый день, новый поход, новые впечатления. Так прошел еще один день нашего похода.

6-й день. Столица княжества Феодоро - пещерный город Мангуп-Кале.

Княжество Феодоро 12-15 вв. простиралось от Балаклавы до Алушты (с запада на восток), и северный его форпост был Сюйреньская крепость - гора Куле-Бурун, на ней же расположен пещерный монастырь Челтер-Коба (село Малое Садовое), и насчитывало более 150 тыс. жителей. В 1475 году, после пятимесячной осады, а это была самая продолжительная компания турков в Крыму, не пережив голодной зимы, столица княжества Феодоро - Мангуп-Кале пал. Все население, более 15 тыс. человек было уничтожено.

7-й день. Балаклава. Серебряный пляж. Севастополь. Домой.